Общеизвестно, что движения рук человека тесным образом связаны с развитием его речи, а упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. Пальчиковые игры и упражнения являются эффективным средством развития мелкой моторики, потому широко применяются в дошкольной педагогике. В последнее время у педагогов возрастает интерес к массажу пальцев рук ребенка. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
Воспитанники социально-реабилитационного отделения дневного пребывания детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями Знаменского КЦСОН на логопедических занятиях выполняют упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Все знают, как дети любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребята массируют запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Подобные занятия проводятся в КЦСОН регулярно.