В материале автор Петр Николенко рассказывает о строительстве железной дороги Владимировка - Сталинград и той роли, которую она сыграла в Сталинградской битве.
Главная историческая ценность материала в том, что автор не только восстанавливает исторические события, скрупулезно изучая архивные материалы, но и называет имена, даты. Часть материала написана по рассказам людей, с которыми ему удалось повстречаться.
По признанию автора, довелось посетить Покровку, Пологое Займище, Солянку, а также встретиться со строителями из Капустина Яра.
В своей работе Петру Николенко удалось передать весь героизм тех дней, рассказать о нечеловеческих усилиях женщин, стариков и подростков, которым, в основном, приходилось строить стратегически важную для фронта железнодорожную ветку. В условиях дождей и холода, превозмогая усталость, прилагая нечеловеческие усилия люди сделали невозможное: в короткие сроки построили стратегически важное для фронта железнодорожное полотно, чем приблизили победу. Решение о строительстве дороги было принято руководством страны 12 сентября 1941 года, а в конце декабря этого же года по 180-километровой ветке Сталинград-Владимировка прошел первый паровоз.