С командиром 439-й реактивной бригады Анатолием Анатольевичем Лапандиным мы встретились между двумя праздниками. 22 сентября войсковая часть 48315 отметила 79-летие со дня образования, а 1 октября отмечался День сухопутных войск.
За плечами бригады славный боевой путь. Звание гвардейской – она заслужила в сражениях. Вот и сейчас гвардейцы там, где стране и ее народу больше всего нужна помощь.
«Задача верховного главнокомандующего поставлена, значит, будет выполнена», – считает полковник Лапандин.
Он сам с первых дней начала спецоперации там, где нужен больше всего, на передовой.
«Я не офисный работник. И сейчас зовут в штаб, но это не мое», – по-военному четко говорит командир. - Там, где мои люди, там и я. Даже если мы разорваны на несколько частей, они знают, что я рядом, там же в полях вместе с ними. Тяжело разговаривать с человеком, когда он понимает, что ты в тепле, одет, обут, у тебя хорошие условия, в то время как ему приходится находиться, мягко говоря, в других обстоятельствах. Поэтому стараюсь быть всегда там, где тяжело. Это правильно, по-другому командир не может поступить. Нас так учили. Сейчас нахожусь здесь в связи со служебной необходимостью. Но планирую вернуться. Сменить своего заместителя. Людям надо отдыхать. Стараемся всем нашим военнослужащим дать возможность увидеться с семьей, с детьми. Ведь жизнь не останавливается, какие бы задачи перед нами ни ставили, где бы мы ни были. Нужно решать и служебные вопросы, и личные не забывать, успевать все. Дороже наших семей ничего нет, не будет семьи, не будет, по большому счету, нашей Родины, Российской Федерации».
За выполнение боевых задач в зоне проведения спецоперации полковник Лапандин представлен к ордену Мужества. Но о себе, потомственном военном, ставшим офицером-артиллеристом, как и его отец, Анатолий Анатольевич говорить не любит. Снова и снова разговор заходит о воинском коллективе.
«Наступает зима. Нас снова ждут дождь и слякоть. Сейчас активно готовимся: нужно беречь людей и технику, утепляться. Командование бригады принимает меры, чтобы обеспечить личный состав палатками меньшего размера. Это удобно для развертывания и мобильно. Максимально стараемся сократить время на бытовые нужды. Продуман вопрос об обогреве личного состава. Опять же ради мобильности, будут использоваться маленькие обогреватели, которые работают на дизельном топливе. Думаю, мы со всем справимся вовремя, - говорит о первоочередных задачах Лапандин. - В остальном, ничего нового. Гвардейцы научены и знают, как действовать в полях, как себя уберечь, что делать в такой ситуации. Мы постоянно, если не в зоне боевых действий, то на учениях, постоянно на выездах».
Солдат срочной службы, полевые тяготы не коснутся, еще и еще раз подчеркивает командир. Ту же самую информацию неоднократно доносят родителям призывников.
«Командир должен быть честным, – подчеркивает Лапандин, - лучше здесь обучиться, получить необходимую профессию и двигаться вперед, оставаясь в своем коллективе. Это всегда легче, чем после учебы, снова отправляться в новый незнакомый коллектив».
Рядовые, контрактники, офицеры – для всех бригада на долгие годы становится второй семьей. Во многом это связано с отношением командира, не зря хорошего командира солдаты всегда зовут отцом или батей.
«Офицеров всегда учу, - продолжает Анатолий Лапандин, - что личный состав - это наши люди. У многих есть сыновья. Придет время, и они тоже пойдут в армию. Представьте эту картинку, и все встанет на свои места: как надо общаться с солдатом, как задачи ставить, в какие нужды надо вникнуть и чем помочь этим мальчишкам. Зачастую любой вопрос, который кажется очень масштабным и трудновыполнимым , можно быстро решить. Для этого с каждым нужно работать, беседовать. Я и для родителей, приехавших на присягу, обязательно час времени выделяю, чтобы рассказать подробно о службе, наших требованиях, распорядке. Всегда говорю, чтобы звонили, наши телефоны доступны. Нет того вопроса, который я сам вместе с подчиненными не смог бы решить. Нужно только озвучить, что у тебя случилось».
«Если начальство решит, что я нужен в другом месте, что ж... Но пока это мой коллектив. Переживаю за каждого. Независимо от того, где и какие задачи каждый выполняет, даже если просто едет на машине. Наша общая боль – наши потери в ходе спецоперации. Погибшим сделали памятную стелу. Недавно в псковской школе, где учился майор Артем Лазаренко, была открыта мемориальная доска. Считаю, что это важная работа. О героях нужно помнить, воспитывать на их примерах молодежь. Эти гвардейцы навсегда останутся в списках части».
Подводя итоги беседы, мы не могли не затронуть того, что касается целей и задач спецоперации. И снова речь шла о людях.
«Общие цели должны быть всем ясны и понятны. Референдумы состоялись. Люди хотят вернуться к нам. Считаю, что нужно защищать своих людей. Иначе придут другие, которые защищать не будут. Есть еще старая-старая поговорка: если народ не кормит свою армию, значит, он будет кормить чужую. В свете последних событий, за месяц или больше у многих изменилось отношение к этой спецоперации, к людям в погонах, в целом к Вооруженным силам. Нужно меньше верить фейкам, опираться на официальные источники. Если будем слушать руководство, будем двигаться вперед. Обсуждать всегда легко. Что такое война все понимают, а вот как действовать, не все смогут сказать, тем более выполнить. Простая истина: если твоя страна, в которой ты живешь, ведет боевые действия, ты не вправе подвергать сомнению ее действия, нужно только поддерживать, а уж потом историки рассудят и всему дадут оценки. Сейчас нужно самих себя защитить от того зла, которое может прийти, если мы не поймем, что это наше. Когда оно далеко где-то там, легко рассуждать. А если бы Волгоградская область была под огнем? Пока человека не коснется, он думает, что это не его.
Каждый сам принимает решение, как защищать свой дом: вешать замки на дверь, а может, все-таки страну защищать? Если вы за решение о защите, то нужно идти вместе, сплачиваться в один большой коллектив, и тогда все получится. Давать советы я не вправе. Для этого есть другие люди, места, органы власти. Каждый примет для себя какое-то решение. В армию идти или на завод. Главное, честно делать свое дело. Это уже принесет пользу Родине.
Оглядываясь назад, понимаю: определяя когда-то свой путь, выбрал правильное училище, правильный род войск. С 2018 года командир бригады. Ни о чем не жалею. Не зря нас называют «богами войны». Мы, конечно, не боги, мы просто делаем свою работу. На данный момент я думаю, что ракетные войска и артиллерия с честью и достоинством выполняют поставленные перед ними задачи. Служу и буду служить. Служить Родине и людям».