Глядя на эту пару, невольно в памяти всплывает: «Голубок и горлица никогда не ссорятся...» Ссорятся или нет, об этом речи не было. А вот что живут дружно, ладно и с большой любовью друг к другу, можно не сомневаться. Владимир Семенович и Евгения Ефимовна Жовтоконь месте уже 50 лет.
Их детство, юность, взросление, обретение профессий сравнимы с судьбой миллионов таких же целеустремленных, счастливых молодых людей, которым повезло родиться в 50-х годах минувшего века в советской стране. Те, кому сегодня уже за семьдесят и много старше, хорошо помнят, как жили в пору «уравниловки», но были счастливы и уверены в завтрашнем дне.
Владимир Жовтоконь и Евгения Троян — дети обычных советских людей, тружеников сельского хозяйства. Родились и выросли в селе Вашковцы Сокирянского района Черновицкой области, что на Западной Украине, у самой границы с Молдавией.
У Ефима Семеновича и Нины Архиповны Троян было трое детей, Евгения — старшая. А Владимира воспитывала мама, Екатерина Семеновна, и дед с бабушкой...
Первая искра чистой юношеской любви пробежала, когда им было по 14 лет...
«Мы же жили на соседних улицах, - начал с воспоминаний о далеком детстве Владимир Семенович. - Утром с разных улиц выходили на дорогу, по которой шли в школу. Каждый день туда и обратно, гурьбой».
«До седьмого класса я его как-то совсем не замечала, - вступает в разговор Евгения Ефимовна. - Все изменилось в тот день, когда нас повезли в райком принимать в комсомол. Правление колхоза выделило грузовик, и мы в кузове поехали в Сокиряны. Помню, сильно волновались. В райкоме нам вручили членские билеты, прикололи новенькие значки, пожали руки. Было торжественно. Забравшись в кузов в обратную дорогу, мы были все в приподнятом настроении, возбужденные, смеялись, что-то друг другу говорили. Мы даже как-то и смотрели друг на друга по-новому. Вот тогда, как будто впервые, увидела Володю: белая рубашка, новенький значок, горящий на солнце, кудрявый чуб».
Немного помолчав, она как будто на миг снова очутилась в том кузове, а затем продолжила: «Только представьте: едем на грузовике, гурьба ребят, и наши глаза встретились. По сути, это была наша первая встреча, которая со временем переросла в большую любовь, которую мы бережно храним всю совместную жизнь».
Пролетели детские годы. Отзвучал прощальный школьный вальс.
Казалось, на этом оборвется нить их юношеской привязанности: Владимир уехал в Одессу, в Военное артиллерийское командное училище.
Евгению ждала неудача: с первого раза не удалось стать студенткой. Сдав экзамены, она не прошла по конкурсу на филфак Черновицкого университета. Вернувшись домой, сознательная комсомолка пошла работать свинаркой на ферму совхоза, но не оставляла своей мечты, готовилась через год поступать.
Увы, филологом ей стать так и не довелось. Однажды на ферму зашел директор совхоза и объявил: «Правление решило направить тебя в сельскохозяйственный институт. Будешь зоотехником. Совхоз обеспечит стипендию».
Так Женя стала студенткой Каменец-Подольского сельскохозяйственного института. Училась отлично. Каждый месяц получала 49 рублей. Тогда это были большие деньги, и девушка умудрялась часть их отсылать родителям.
Когда она закончила второй курс института и уехала домой, в отпуск прибыл и выпускник военного училища с новенькими погонами лейтенанта. Он предложил девушке выйти за него замуж.
Женя знала, что Володя скоро уедет к месту своей службы, возможно, разлука будет долгой. Страдала, мучилась сомнениями... «Но я не согласилась! Не могла вот так просто бросить институт».
Вскоре Владимир уехал. «Назначение я получил в Германию. Из Москвы выехала группа человек пятнадцать, а после распределения во Франкфурте-на-Одере по гарнизонам, получилось, что в свою войсковую часть в Галле прибыл один. Назначен был на должность командира взвода Управления начальника артиллерии».
Служба шла своим чередом. Владимир успешно продвигался по служебной лестнице. Но сердцем он был там, где осталась его любимая, забрасывал ее письмами, открытками.
Евгения настойчиво продолжала учебу, а все мысли были о Владимире. Разлука в восемь лет еще больше укрепила их чувства.
Свадьба состоялась 30 июля 1972 года. Свадьба в селе – грандиозное событие. К нему всегда готовятся основательно. Гуляли в доме жениха. Во дворе соорудили шалаш, который украсили национальными самоткаными коврами, накрыли огромные столы. Отец из Молдавии привез целую бочку вина. Свадьба пела и плясала три дня. Гостей было порядка пятисот человек, жених с невестой даже не знали, кто из них чья родня.
На невесте было белоснежное платье из дорогого плотного гипюра. Его жених прислал из Германии, а платье шили в городском ателье Каменец-Подольска.
Отгуляли свадьбу, и молодой супруг, оставив жену заканчивать учебу, отбыл на службу.
Впервые она приехала к нему в 1972 году, а окончательно семья соединилась в феврале 1973-го. Не прошло и трех месяцев, как у них родился первенец — сын Олег.
И началась у Евгении жизнь офицерской жены: муж, как водится, на службе, а все бытовые проблемы, ребенок, заботы и хлопоты — на ней. А ведь это чужая страна, незнакомый город, незнания языка...
«Это все оставалось где-то на втором плане, - смеется Евгения Ефимовна, - главное, мы вместе! А город? Да в нем было очень много наших советских людей, и все там было, как у нас дома. Вот только поначалу удивляло, что очередей в магазинах нет».
Через два года закончилась служба в Германии. Старший лейтенант В.С. Жовтоконь стал слушателем инженерного факультета Военной артиллерийской академии в Ленинграде. Капитан Жовтоконь ждал нового назначения. Когда зачитали приказ по академии, услышал: в/ч 21065!
Знатоки посочувствовали: «Да это же Капьяр! Дыра! Вот тебе «повезло»!
Владимир тоже был в растерянности. Но контейнеры для перевозки вещей были выделены, проездные выписаны. В августе 1978 года он приехал один, а потом, в сентябре, жена с сыном.
Капитан Жовтоконь был назначен на должность инженера-испытателя отдела анализа и баллистического обеспечения полигона «Капустин Яр».
Через восемь лет, в октябре 1986 года, полковнику Жовтоконь была предложена должность начальника отдела. Когда сообщил жене, думал, что она будет против. Ведь тогда о доме, семье придется вовсе забыть. Он и так детей не видит совсем: уходит — они еще спят, приходит — уже спят. Сыну-то уже тринадцать, а дочери Олесе исполнилось семь. Но жена сказала: «Иди, ничего, справимся!»
«Так я стал начальником испытательного отдела. В это время на полигоне испытывали «Точку», «Точку У», «Аэрофон». Работы было много: утром уезжал в 5 часов, потому что надо было запускать «Аэрофон», а допоздна задерживался из-за того, что «Точку» пускали. В этой круговерти я даже не заметил, как дети выросли».
«А дети его и в самом деле почти не видели, - смеется Евгения Ефимовна. - Сын как-то подошел и спрашивает: «Мама, а у нас папа есть? Конечно, есть - отвечаю. - Только он очень занят на службе».
«Не скажу, что семье нашей было трудно, продолжает Евгения Ефимовна, - но нас от всех бед оберегала наша любовь. Мы, порой, без слов понимали друг друга. Володя всегда знал, что у него есть надежный тыл. А я, видя, что ему нелегко и непросто, старалась поддержать и не расстраивать по пустякам».
Владимир Жовтоконь еще мальчишкой выбрал себе дорогу в жизнь, решив стать офицером. Верой и правдой служил Отечеству. Начав службу инженером-испытателем, он увольнялся на пенсию полковником, начальником научно-испытательного центра вооружения и военной техники сухопутных войск, командиром в/ч 21065. Владимир Семенович — заслуженный военный специалист РФ, Почетный гражданин ЗАТО Знаменск. Он и сейчас продолжает активно работать. Возглавляет Совет ветеранов военной службы полигона «Капустин Яр».
Евгения Ефимовна вскоре по приезду устроилась в библиотеку войсковой части на «четверке» (старой), потом работала в горкоме профсоюза, была депутатом городского Совета, 17 лет трудилась в школе № 235, а еще была председателем городской избирательной комиссии. Правда после выборов депутатов городского Совета в 2004 году перенесла инфаркт, и на семейном совете ей сказали: «Хватит. Больше работать не будешь».
Целый год, глядя в окно, как идут люди на работу, она тосковала и плакала. А потом взяла себя в руки и нашла утешение в рукоделии! Теперь на светлых стенах их квартиры в красивых рамках под стеклом висят поразительной красоты рукотворные картины. Их надо видеть, чтобы оценить поистине ювелирную работу.
«Судьба ко мне благосклонна. Оглянешься – жизнь- то прожита долгая! И всякое бывало. Конечно, хотелось, чтобы муж почаще был рядом. Но я ведь не только жена офицера, я еще и мама офицеров: сын – подполковник, дочь – майор. И я обязана быть сильной.
Я счастлива и знаю: если любишь и это чувство взаимно, то любые трудности нипочем, особенно, когда рядом сильное плечо, когда в трудную минуту слышишь: «Не бойся, я с тобой!»
Мы желаем всем радоваться жизни, утреннему солнцу, яркой ночной звезде и верить: жизнь будет у вас такой, какой вы ее сами создадите».