Иерей Сергий Черкасов служит священником в Александро-Невском храме Знаменска. В его семье четверо детей. Отец Сергий поделился своими размышлениями о духовно-нравственных аспектах воспитания ребенка, об опыте детской веры
Образования или воспитание
Дорогие жители Знаменска, многоуважаемые наши читатели!Братья и сестры! Заканчиваются летние каникулы, на пороге 1 сентября. По всей стране детишки готовятся к школе.
Сейчас процесс получения знаний мы называем образованием. Но еще в прошлом столетии процесс становления личности назывался воспитанием. Ребенок перенимал многовековой опыт своей семьи во всех сферах жизнедеятельности. Это была настоящая школа жизни! От своих родителей ребенок впитывал все необходимое для своего существования. В том числе это касалось и религиозных обычаев его народа. Так, с раннего детства на территории России в семьях детям прививали традиции православия. На Кавказе мальчики и девочки воспитывались в традициях ислама.
Сейчас в нашей стране существуют единые стандарты образования. Но куда делось воспитание? И что именно должны воспитать в ребенке родители? Вот над этим, дорогие читатели, я и предлагаю вам сегодня поразмышлять.
Сразу оговорюсь. Мне хотелось бы остаться в стороне от споров о том, какие качества прежде всего нужно воспитать в ребенке. Что важнее: физическая культура или искусство, точные науки или гуманитарные? Каждый родитель и каждый педагог решает сам, в какой мере их ребенок должен получить те или иные научные и практические знания. В зависимости от характера ребенка формируется так называемый индивидуальный подход.
Дети и вера
Мне же, как родителю, отцу четверых детей и священнослужителю хотелось бы акцентировать внимание на духовно-нравственных аспектах развития ребенка. Первым и наиважнейшим является опыт детской веры. Религиозные традиции семьи должны прививаться ребенку с рождения. Там, где эти традиции есть, ребенок их впитает естественным путем, как он осваивает, к примеру, умение обращаться с ложкой и вилкой. Если в семье есть устоявшаяся традиция посещения богослужений и участия в церковной жизни, ребенок естественным образом встроится в эту систему.
Но что делать, если этой традиции нет? Ведь никто не может обязать человека исповедать ту или иную религию. Мысли о воспитании детей
Целые поколения в Советском Союзе выросли вообще в атеистической идеологии. Да и по Конституции мы можем исповедать ту или иную религию или несколько сразу, или не исповедать вообще ничего. Как же быть?
В тех семьях, где нет религиозных устоявшихся традиций, ребенку прививаются духовные традиции его нации и его семьи. Они, как правило, не противоречат общечеловеческим нормам нравственности. Ни одна нация, ни одна религия не призывают к хаосу и разрушению. Наоборот, на первом месте всегда мир и человеколюбие.
Но все-таки, что же такое опыт детской веры и для чего он нужен? И нужен ли ? В детстве дети особенно восприимчивы к окружающему миру и потому наиболее подготовлены вопросам о создании вселенной, о смерти и, наконец, о Боге?
Их сердца максимально открыты для познания «непознанного». В этот период легче всего приучить ребенка к традициям религиозного опыта семьи и народа. Он с радостью воспринимает рассказы о Боге, о святых, о событиях нашей истории. Все это формирует в нем его личное религиозное чувство, то есть веру. Бог становится для него родным и близким существом. И хотя в подростковом возрасте дети часто оставляют «религиозные привычки», после молодые люди возвращаются в храм сознательно, так как именно там они ощущали в детстве подлинное чувство соприкосновения с Богом.
Опыт детской веры не убережет молодого человека от каких-то простых человеческих ошибок. Мы все «из мяса и костей», и каждый набивает свои собственные шишки. Но этот опыт детской веры оградит молодых людей от серьезных, фатальных ошибок.
Религиозное воспитание закладывает в ребенке такие важные понятия как чистота, нравственность, честность, смелость, справедливость... Они не позволят переступить ту невидимую черту, которая однажды появляется перед каждым человеком и которая называется совестью.
Таким образом, совместное с семьей участие в церковной жизни, совместные домашние молитвы, совместное изучение основ своей религии формируют в ребенке искреннюю детскую веру, которая во взрослом возрасте перерастет в веру осознанную.
Ребенок и Таинства
Еще одним важным аспектом воспитания ребенка является Причастие. Что есть Причастие и что оно дает?
Причастие - это бескровные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, принесенные в жертву за все человечество и оставленные нам под видом хлеба и вина. Проще говоря, Причастие - это вечный аккумулятор. Каждому возрасту Причастие дает что-то свое.
Младенцам Причастие помогает расти и набираться сил. Отрокам - познавать этот мир. Юношам и девушкам - избирать свой путь в этой жизни и идти по нему. Зрелому человеку - ставить цели и стремиться к их осуществлению. Человеку пожилому - оценить прожитую жизнь, закончить начинания, примириться со всеми и передавать накопленный опыт и мудрость. И даже «старчеству дряхлому» Причастие является помощником. Оно дает возможность настроиться на переход в жизнь вечную без страха и со спокойствием души и тела.
Так вот, Причастие необходимо ребенку, как и всякому взрослому христианину. Беда лишь в том, что ребенок не может сам регулировать этот процесс. Взрослый человек приступает к Таинству Причастия по мере осознания этой необходимости. Ребенок сам прийти на Причастие не может. Он нуждается в сопровождении и личном примере старших. Сопровождение ему требуется до тех пор, пока вы не отпускаете его одного на улицу. А вот личный пример важен и нужен всегда. Если ребенок не видит, как его родные взрослые готовятся ко Причастию и приходят причащаться, он рано или поздно так же оставит эту практику. Вернуться же к ней будет нелегко.
К слову сказать, причастие малыша - это не только забота родителей, но и обязанность крестных. Раз в квартал крестный и крестная (по мере возможности) берут малыша у своих кумовьев и идут с ним на Причастие. И причащаются вместе с ним.
Таинство Причастия неразрывно связано с Таинством Исповеди. Во время исповеди человек просит у Бога прощения за совершенные ошибки. Во время же Причастия человек получает от Бога ответ: отпущение перечисленных грехов. Вот поэтому-то так важно научить ребенка ходить причащаться.
Готовясь к исповеди перед Причастием человек (и ребенок в том числе)анализирует свои ошибки и строит планы на будущее на основании уже совершенных грехов. При подготовке к Исповеди и Причастию ребенок учится, пожалуй, самому главному в этой жизни — прощению! Он узнает что Господь прощает человеку все его грехи. И сам ребенок тоже учится прощать наносимые ему обиды. Такой навык поможет легче переносить те обиды и потрясения, которые готовит каждому человеку жизнь.
Разговор с Богом
Ну и, наконец, и третье, и самое важное, на мой взгляд. Мы должны научить ребенка молиться. Молитва - это разговор человека с Богом. Молитв много, и они самые разные. Некоторые выступают с просьбами к Творцу, другие благодарят Его, третьи - прославляют. Но есть одна молитва которая вмещает в себя все вышеперечисленное. Это молитва «Отче наш».
Когда-то наши родители, наши дедушки и бабушки учили нас этой молитве. Теперь пришел наш черед учить наших детей и внуков. Вот только вопрос: на каком языке? Можно и на русском. У меня есть знакомые, они молдаване. В их жизни речь - это смесь нескольких наречий. Но молятся они исключительно на русском, отдавая дань уважения той стране, в которой они живут, и той религии, которую они для себя избрали.
Но все-же церковно-славянский язык - это язык церкви, язык молитвы и читать молитвы на нем нам привычнее. И еще. Как говорит сейчас молодежь, «не кидайте в меня тапками». Но мы должны научить наших детей молиться о тех, кого рядом с нами уже нет. Если мы этого не сделаем, то лет через 60, когда придет наш с вами последний час, за нас с вами помолиться будет некому! И не потому, что наши дети и внуки так халатно отнесутся к памяти о нас, нет! Они просто не будут уметь этого делать. Не будут знать, что есть в церкви такие особенные дни — родительские (или поминальные) субботы, когда мы все вместе в едином порыве вспоминаем тех,кого уже с нами нет.
Школа и религия
Вот, пожалуй, и все, мои дорогие читатели, что мне хотелось сегодня сказать вам о духовно-нравственном воспитании ребенка. Сейчас система образования предлагает всем нам в курсе 4 класса факультатив для детей по изучению родной религии. Так вот, друзья мои, призываю вас выбирать именно эти модули.
Не оборачивайтесь на светские этики и мировые религии. Учите детей сызмальства традиционной для вас религии. В тех регионах, где преобладает ислам, - выбирайте исламскую культуру.
Традиционный ислам - это мировая религия, и к ней нужно относиться с должным уважением. Там, где традиционно преобладает православие, - выбирайте православную культуру. Подводя итог нашего разговора, постараюсь кратко объединить все сказанное. Постарайтесь дать вашим детям опыт детской веры. Научите их молиться, в том числе и о ваших умерших близких. Приучите исповедаться и причащаться. Все вместе это будет самым важным зерном, которое вы посеете в душах ваших детей.
Ну а для тех родителей, кому требуется помощь, в наших храмах есть воскресные школы. Наш городской храм Александра Невского - не исключение.
С сентября в нем так же начинает свою работу Воскресная школа. Ждем детишек 7-9 лет в младшую группу.
Запись до 28 августа по телефону 89648897752 (Ольга Сергеевна, директор Воскресной школы).
Перед началом учебного года в нашем храме пройдет молебен для учеников и учителей.
Молебен состоится 27 августа в 9:00 утра.