Орбита Знаменск
чт, 25 апр.
00:01
Знаменск
+18 °С, ясно

Знаменская молодежь посетила музей с уникальными космическими экспонатами

12 апреля 2023, 10:00ОбществоФото: Орбита Молодежная редакция побывала в музее полигона

Корреспонденты молодежной редакции совершили экскурсию по музею полигона

Знаменцы могут гордиться тем, что полигон «Капустин Яр» буквально стоял у истоков космической эры. Об этом лучше всего знают и могут рассказать в музее полигона «Капустин Яр». В преддверии Дня космонавтики молодежная редакция газеты «Орбита» отправилась в филиал музея РВСН, чтобы раздобыть самую интересную космическую информацию.

Музей полигона состоит из четырех залов, а также экспозиции оружия под открытым небом. В первом зале представлены материалы о жизни и работе основателей ракетной техники и учения об освоении космоса. С полигоном «Капустин Яр» связаны по-настоящему легендарные имена С. П. Королева, М. К. Янгеля, В. И. Вознюка,  В.Н. Челомея.

Корреспондентов интересовали космические страницы истории
Фото: Орбита

«4 ГЦП» — первый ракетный полигон и космодром»  — так называется второй зал музея. Здесь собраны уникальные экспонаты, в том числе связанные с покорением космического пространства. Нашему полигону было суждено во многом быть первым. Так, уже 18 октября 1947 года он начал функционировать как космодром. В этот день был произведён первый запуск баллистической ракеты.  С этого времени полигон начинает использоваться как место старта для новейших образцов ракет и ракетных комплексов в интересах Вооруженных сил страны, а также с целью изучения околоземного пространства. Невозможно не обратить внимание на громадную во всю стену картину. Это панорама запуска первой ракеты. В настоящее время место пуска стало мемориалом, на котором проводятся торжественные мероприятия, в том числе ввод в строй молодых лейтенантов.

Панно, посвященное первому пуску
Фото: Орбита

22 июля 1951 года состоялся первый пуск ракеты с животными на борту.  Многим знакомы имена первых четвероногих покорителей космоса из Капустина Яра. Это собаки   Дезик  и Цыган.  Но только в музее полигона могут рассказать об интересных подробностях из жизни этих и других четвероногих космонавтов.  Например, именно специалисты полигона выполнили непростую задачу по изготовлению скафандров для четвероногих покорителей космоса. Все это ребятам рассказала экскурсовод Галина Башкалова.

Испытательный полет с животными на борту стали первым шагом для полета человека в космос. Отдельный стенд в музее посвящен первому космонавту. Особенно бережно здесь хранится автограф Юрий Гагарина. Есть также уникальное письмо от дочери С. П. Королева Натальи Сергеевны.

Связь полигона с космосом продолжалась и дальше. 16 марта 1962 года с полигона осуществлён запуск спутника «Космос-1». А с 1969 года полигон «Капустин Яр» участвует в международной программе  «Интеркосмос-1», созданного специалистами социалистических государств. В одном из залов музея юные журналисты прикоснулись к капсуле исследовательского геофизического спутника, которая побывала  в космосе. В разные годы отсюда стартовали индийские и французские, а также немецкий и итальянский искусственные спутники.

Капсула, побывавшая в космосе
Фото: Орбита

Интересно, что Астраханская область вошла в рейтинг регионов России с самым большим количеством топонимов, связанных с космосом и космонавтикой. Аналитики посчитали, сколько таких «космических» названий приходится на тысячу топонимов в каждом регионе. Астраханская область заняла 4 место. Показатель — 17 космических топонимов на тысячу. Свой вклад в рейтинг  внес и Знаменск: у нас есть улица Гагарина, улица и площадь Королева, а также аллея Космонавтов. Находится в Знаменске также памятник Сергею Павловичу Королеву и собачкам — покорителям космоса.

Наши улицы и площади носят эти названия по праву. Ведь полигон, а вместе с ним и город, напрямую связан с космической эрой человечества. Значит, 12 апреля  —  это наш праздник, которым мы всегда будем гордиться.

В Знаменске много достопримечательностей, связанных с космосом