Орбита Знаменск
сб, 27 июль
08:01
Знаменск
+22 °С, ясно

Пришли Спасы — готовь припасы!

29 августа 2021, 12:00Общество
Фото: Виктория Горбачева

Так гласит известная народная пословица.

«Это, конечно же народные, а не уставные названия церковных праздников. На самом деле они называются так:

• Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня;

• Преображение Господне;

• Перенесение Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

История этих праздников следующая.

Поскольку лето заканчивается, пора активно готовиться к холодным временам года. Август богат на урожай, поэтому неудивительно, что три больших православных праздника выпадают именно на этот месяц. Считается, что именно с момента первого Спаса становится холоднее (но судя по погоде за окном, точно не в этом году и не в Астраханской области). Спасы имеют глубокие корни и народное происхождение, в которых мы и решили разобраться, заглянув во «всемирную паутину». Это древние славянские праздники урожая, в эти дни землю благодарят за урожай. Три Спаса были приурочены к трем праздника в честь Иисуса. Их дата постоянна и празднования проходят в одни и те же дни.

«На первый Спас и нищий медку попробует»

Первый Медовый Спас отмечается 14 августа. В этот день почитаются три важные святыни: Животворящий Крест Господен, образ Спасителя и икону Владимирской Божьей Матери. Первый спас выпадает на Успенский пост. Во время него начинается сбор и освящение меда, в реках святят воду и купаются, проводятся крестные ходы.

Чтобы убедиться в правдивости найденной информации, мы поговорили с настоятелем храма св. Александра Невского иереем Альвианом Тхелидзе:

Еще в дохристианские времена в эти дни народ отмечал праздник урожая. В Константинополе IХ века выносили Честное Древо Креста на улицы. Люди просили Иисуса Христа о выздоровлении и спасении от засухи и пожаров. На Руси отдавали честь Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Народ вспоминал славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни. Это также день памяти о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Еще одно название Медового Спаса — Спас на воде. В этот день также освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали животных, надеясь, на оздоровление. Конечно, как без меда в этот праздник? Традиционные угощения — выпечка с медом, пряники, блины. Важно, чтобы они были постные. Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Он настаивается в течение долгих 10-40 лет.

«Пришел второй спас – всему час»

Яблочный Спас празднуется в день Преображения Господня - 19 августа. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, чтобы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии, как Сын Божий. Спаситель показал народу, какими они станут в будущей жизни и как преобразится земной мир.

Очень давно до этого дня запрещалось есть яблоки. По традиции, уже в праздник нужно было сначала угостить других, дать яблоки родным, близким, даже незнакомцам, сиротам и неимущим, а только потом есть самому. Для праздничного стола готовят все, что можно из яблок. Также не забывают и освящать разные фрукты в церкви, не только яблоки, но и сливы, виноград, груши и другие.

Именно в Яблочный Спас узнавали (и узнают до сих пор), какой ждать осени. Если 19 августа жарко и сухо, то и осень будет теплая, если идет дождь, то осень стоит ждать мокрую. А еще по вкусу первого яблока, которое вы съедите в этот день, можно немного приоткрыть тайну будущего. Если фрукт кислый — будут трудности, сладкий — наоборот, жизнь будет без хлопот.

«Коль хорош третий Спас — зимой будет квас»

Далее на очереди Ореховый Спас - 29 августа, самый конец лета. Третий Спас также называется Хлебным, так как накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. Христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь.

Праздник непосредственно связан с преданием о царе Авгаре. Больной правитель послал к Христу своего служителя-художника с просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился его образ. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

Традиционно в этот день первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный. В церкви освящают каравай и колоски пшеницы. Уборка на полях уже закончена, а в лесу к этому времени поспевали орехи, из которых на зиму готовили целебную ореховую настойку. В Ореховый Спас свежую выпечку и орехи подавали к столу, и, конечно, не забывали устраивать народные гуляния и ярмарки. Третий праздник особенно щедро старались отметить, ведь провожали лето и встречали осень.

Август на Ближнем Востоке в целом, и в Константинополе в частности считался тяжелым месяцем. Именно на этот месяц чаще всего приходился пик всевозможных эпидемий.

У императоров Византии хранился фрагмент оригинального Креста Иисуса Христа. Того самого, на котором Он был распят. Зная о том, что впереди непростой месяц, императоры 1 августа по Юлианскому календарю, который выпадает на 14 августа по новому стилю, выносили Крест для поклонения. И часто верующие получали чудесное исцеление. Сегодня новь, как в древние времена, вновь крайне актуальна наша просьба к Богу защиты от эпидемии.

Праздник Преображения Господня описан в Евангелии. Иисус взял трех своих ближайших учеников, поднялся на гору Фавор и преобразился. Одежды Его стали белыми и сам он стал светиться. Явились два ветхозаветных пророка: Моисей и Илия. Христос беседовал с ними. Это чудо Иисус совершил в преддверии крестных страданий для того, чтобы ученики в самые тяжелые времена вспоминали об этом чуде и помнили, что их Учитель не обычный человек.

Третий же праздник посвящен следующему событию. По преданию, правитель сирийского города Эдессы Авгарь был поражен проказой. Слух о чудесах Иисуса дошел до него. Авгарь написал письмо Иисусу с просьбой прийти к нему в Сирию и исцеить от проказы. И отправил письмо с художником Ананией. Вокруг Иисуса были тысячи людей и Анания не мог пробраться к Нему. Тогда Анания решил издаека написать портрет Иисуса, но ему не удавалось. Тогда Христос Сам призвал Ананию, умыл лицо, и вытер полотенцем. На этом полотенце и отобразился Нерукотворный Лик Иисуса, который и был доставлен в Эдессу. От него получил исцеление Авгарь.

Так причем тут орехи, мед да яблоки? Дело в том, что наши предки были ближе к земле. Они не покупали сельскохозяйственную продукцию в супермаркетах. Когда созревал тот или иной вид урожая, набожные земледельцы старались принести первые плоды нового урожая в храм, дабы Господь благословил результаты трудов их.

Так и сложилось, что в средней полосе России к Преображению поспевали яблоки. Греки, например, в этот день освящают виноград. Знакомый батюшка на Филиппинах освящает бананы и иные тропические растения.

У нас же на астраханской земле своя атмосфера. Уже не первый год мы в храме помимо яблок и винограда освящаем арбузы. Затем разрезаем их и раздаем. Детям очень нравится такая версия «Яблочного Спаса».

Виктория ГОРБАЧЕВА с использованием открытых источников интернета