Орбита Знаменск
сб, 27 июль
07:41
Знаменск
+21 °С, ясно

Железнодорожниками не рождаются, ими становятся

1 августа 2021, 07:27Общество
Фото: Из личного архива семьи Бахмутовых

1 августа - день железнодорожника

Стучат на стыках рельс колеса дробью

Железную мелодию свою,

А я с какой-то трепетной любовью,

Как идол, завороженный стою.

Эти строки поэта Андрея Лихачева, говоря о своей службе в железнодорожном батальоне полигона «Капустин Яр», «примерить» к себе вправе каждый. И пусть, заступая на суточное дежурство в диспетчерской, уходя бригадой осмотрщиков пути мерить, ногами километры по шпалам, отправляясь рейсовым поездом № 600 (в народе «мотовоз») по маршруту с остановками на станциях, расположенных на испытательных площадках полигона, «люди в кепках и жилетах» заняты нелегким, но мирным трудом, ответственность у них особая, а объект - повышенной опасности.

«Железнодорожниками не рождаются, ими становятся», - так может сказать и один из представителей железнодорожного батальона 4 ГЦМП Сергей Николаевич Бахмутов, начальник станции площадки полигона «четверки» (новой).

«Я никогда не думал и в мыслях не держал ни железной дороги, ни поездов, - смущенно улыбаясь, начал свой рассказ о себе Сергей Николаевич.- Я местный, родился в сел Капустин Яр. Отец всю жизнь работал в сельском хозяйстве. Был механизатором широкого профиля, мама- дояркой на ферме. Семья у нас была большая: четверо сыновей и две дочери. Пока мы были малыми детьми,семья кочевала вместе с бригадами по хуторам. Но когда образовались военные совхозы, многие сельчане перешли туда работать. Отца взяли по специальности: работал на тракторе и комбайне. Нашла свое место дояркой и мама на молочной ферме совхоза № 4.

Пришло время идти в школу. Правда, я не ходил, а ездил автобусом, как все школьники - дети работников совхоза. Учился я и закончил среднее образование в школе № 231. А получив аттестат, сразу пошел работать. Меня в совхозе уже знали, я каждый раз во время весенней и осенней страды помогал отцу, научился работать на комбайне и тракторе. Поэтому с трудоустройством проблем не было. Да и нашей большой семье, где дорога была каждая копейка, моя зарплата оказалась хорошим подспорьем».

Когда в 90-х годах военные совхозы приказали ликвидировать, Сергей, у которого уже были жена и дочь, остался не у дел. Было нелегко, около десяти лет метался он с одного места работы на другое.

Выручил младший брат,оставшийся служить на полигоне после срочной службы.

- Попробуй, поработай, есть возможность устроиться в железнодорожном батальоне. Может, понравится...

- А почему бы не попробовать? - сам себе задал вопрос Сергей и, недолго думая, пошел.

Брат представил его командиру. Оформили его в отделе кадров на должность «составитель поездов».

В депо, на станции для него все было незнакомо. Предстояло осваиваться, присматриваться к старшим, опытным товарищам по работе. И запись в трудовой книжке, что он теперь составитель поездов,ни о чем ему не говорила до того дня, пока он под присмотром инструктора не приступил к своим обязанностям. Тогда-то и узнал, что придя на смену, ему придется отвечать за формирования и расформирования пассажирских и грузовых поездов, составов разного назначения, неукоснительно соблюдая все предписания по безопасности при производстве маневровой работы.

По заданию диспетчера станции составитель поездов, как говорят железнодорожники, « на поле» обязан знать множество операций, происходящих с вагонами и локомотивами на путях станции, где их там сортируют, перегоняют, взвешивают, грузят и разгружают, а также ремонтируют в депо.

Здесь только постороннему человеку покажется непонятным, зачем туда-сюда снует маневровый тепловоз: везет вагон в одну сторону, потом возвращается, но уже по другому пути. Прицепив очередной вагон или платформу, опять отправляется назад...

На самом деле на железнодорожных путях станции каждое передвижение упорядоченно и контролируемо. И всем, в связке с дежурным по станции и машинистом локомотива, руководит всеми маневрами составитель поездов. Постичь всю эту непростую науку и пришлось Сергею Бахмутову. Отнесся он к своим обязанностям серьезно и со всей ответственностью.

Обычному пассажиру, расположившемуся в уютном купе вагона, отправляясь в отпуск, никогда не приходит в голову, кто же стоит за этим длинным зеленым, красным или голубым составом плацкартных или купейных вагонов да еще и с рестораном, кто так старательно собрал в одну крепкую цепь эти звенья-вагоны. А между тем, прежде, чем подать состав к вокзалу, команда из трех человек: дежурный по станции, машинист и составитель поезда, работая в одной связке, настроив каждый свою радиостанцию на определенный канал, выполняет сложную работу. Составителю задание выдает дежурный по станции или диспетчер по маневровой горке, а тот передает команды машинисту, который обязан их выполнить.

И тут - «первая скрипка», «глаза и уши машиниста» - составитель поезда. «Что главное в пассажирском или грузовом составе? Конечно, это соединение вагонов между собой, - говорит Сергей Николаевич. - Но прежде надо собрать состав из отдельных вагонов. И вот дежурный дает команду локомотивной бригаде поехать на такой-то путь, выбрать из «общей кучи» нужные вагоны по номерам, потом выехать с ними на весы и сделать перевеску. Только после этого поставить состав в тупик на отстой.

Через какое-то время по команде дежурного по станции машинист ведет локомотив к составу, останавливается совсем близко, но не соединяется с вагонами. И тогда в действие опять вступает составитель поезда: он осматривает автосцепку первого вагона и дает команду машинисту ехать вперед. А затем следующая команда: «Назад, на разрыв!». Это очень важный момент: машинист резко делает рывок локомотивом в противоположную от вагонов сторону, т.е. назад, и останавливается. Так и только так проверяется, произведено ли соединение вагонов».

«Но и это еще не все, - улыбается Сергей Николаевич. - После соединения автосцепок в дело вступает составитель поезда и предупреждает по рации: «Захожу в межвагонное пространство», т.е. между вагонами, где моя задача проверить «выпали» ли замки автосцепок. Специалисту это видно сразу. Потом надо соединить рукава тормозной системы и «дать воздух», открывая кран...»

Пассажиры, сидя на своих местах в вагонах, всегда во время стоянки поезда на станции перед отправлением слышат шипение воздуха. Значит, составитель поезда проверил, крепко ли и надежно ваш вагон соединен с соседними.

А составитель тем временем докладывает дежурному, что локомотив на таком-то пути соединился с вагонами. «Какая задача теперь у составителя поезда? - сам себя спрашивает Сергей Николаевич. - Дежурный по станции, приняв доклад, в свою очередь, дает добро на изъятие башмаков из-под колес вагонов, точно сообщая их количество. И составитель обязан их убрать и пересчитать, а затем, убедившись, что под колесами нет препятствие для движения, что тормозная система в исправности и есть готовность маршрута с открытыми сигналами, дает команду машинисту на движение.

Сам в это время прыгает на крайнюю подножку последнего вагона, если движение происходит локомотивом вперед. Когда же поезд подается на перрон станции вперед вагонами, а локомотив толкает его сзади, то составитель стоит на подножке первого вагона по ходу движения».

Этому тоже есть объяснение: находясь на подножке первого вагона, составитель внимательно следит, свободен ли путь, за положением стрелок и показаниями сигналов. А в случае какой-либо опасности он обязан немедленно дать команду машинисту: «Остановка!». И тогда машинист включает тормоза...

Составителем поезда в железнодорожном батальоне Сергей Бахмутов работал четыре года. За это время все, что на первых порах даже пугало своей неизвестностью, стало понятным и привычным: вагоны, тепловозы, депо, стрелки, составы, переезды и люди, с которыми каждую смену приходилось действовать в команде — дежурные по станции, машинисты, помощники, осмотрщики вагонов. Стрелочники, путейцы. Он все постигал, учился, запоминал с тем чувством ответственности, которое было присуще ему с детства.

Месяца через три, благодаря собственном упорству, ему удалось выдержать этот нелегкий экзамен: его признали в коллективе, где для личного состава главное — порядок во всем, потому что железная дорога — объект повышенной опасности.

"Мне просто в жизни повезло, что работаю в железнодорожном батальоне, где командиром подполковник Алексей Николаевич Сайкин. Старейшее, одно из первых подразделение полигона, ведет свою историю с 1947 года, его достижение — хорошие люди и отличный коллектив".

Сейчас Сергей Николаевич работает в батальоне на должности дежурного по станции площадки полигона «Капустин Яр» № 4«Н». Заступая на сутки, он является главным и единственным работником, ответственным за этот участок железной дороги. В его обязанностях не только встретить и проводить в обратный путь мотовоз с людьми или грузовой спецсостав. Главное — особое внимание состоянию дорожного полотна, проложенного 75 лет назад.

Каждое утро с восходом солнца перед тем, как подойдет мотовоз, доставивший людей на рабочие места, Сергей Николаевич вот уже четыре года, по раз и навсегда заведенной инструкции, а больше для собственного спокойствия и уверенности, что все в порядке, заслушает доклад бригадира путейщиков, примет распоряжение диспетчера головной станции, пройдет по путям, проверит стрелки, сигнальные огни...

И вот уже в легком мареве утра, выходя из «кривой», показался зеленый мотовоз. Его звонкое «Привет!» веселым свистом разносится по степи. Замедляя ход, состав подходит к конечной станции, где на своем обычном месте, торжественно подняв желтый флажок, его встречает, отстояв суточную вахту в полном одиночестве, начальник станции, один из многочисленного коллектива подразделения — ветерана полигона «Капустин Яр» железнодорожного батальона Сергей Николаевич Бахмутов, для которого нет ничего важнее зеленого света несущемуся вперед поезду.

Елена НЕЧАЕВА