Рассуждаем об образовании: за ЕГЭ или против

Рассуждаем об образовании: за ЕГЭ или против
Рассуждаем об образовании: за ЕГЭ или против
19 сентября, 09:06ОбществоФото: pexels.com / https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4778676/
Образование? Так себе... среднее

«Никакого удобства Божьего впереди нет, ибо оно уже есть. Оно уже достигнуто. И перед нами стоит проблема, как в нет жить». А. Зиновьев «Иди на Голгофу»

Именно «царство Божье» обещают все оппозиционные партии в преддверии всенародного голосования. К удивлению избирателей, обещают легко! Как у Шарикова в «Собачьем сердце»: «Все взять и разделить».

Справедливая Россия. Базовый доход (по 10 тысяч рублей каждому россиянину ежемесячно, повышение МРОТ и минимальной пенсии до 31 тыс. руб. (а почему не до 31999 рэ? - прим. Автора). ЛДПР - списание всех долгов. Далее... смотрите рекламы.

Забыли закон физики о сообщающихся сосудах. Повысили доход, повысятся цены. Мы все это проходили. В середине 90-х почти все мы стали миллиардерами. Вспомним любую ситуацию на базаре: «Почем лимон? - Лимон». Потом дефолт, зачеркнули в денежных знаках два нуля (а надо было бы три). Деньги обесценились. Но на рельсы президент Ельцин, как обещал, не лег. Отдали все ваучеры стоимостью в две автомашины «Волга» кто-куда: «Хопёр», «Первый», «Альфа-Банк»... Вогнали народ в нищету и дали ему прозвище «лох».

Закончили... Не-е-е-т. Есть еще в России места, куда не ступала нога реформатора. Есть еще что рушить, как говорил Жванецкий.

«А почему, - спросил всем известный депутат Госдумы Владимир Рыжков (ныне он кандидат от «Яблока»), - мы так бедно живем, если у нас замечательное образование?» Г-н Рыжков сделал образование козлом отпущения. Разрушили все — виновато образование. В Европе не так. Как в известном романе А.П. Чехова: «Пустите Дуньку в Европу!»

И взялись реформаторы за образование. Конечно, на образовании таких чудовищно больших денег не заработаешь, как на отъеме всего народного хозяйства, но... Как сказал Никита Михалков: «Проблема не в том, что бедным есть нечего, а в том, что богатые никак не нажрутся». Появилась, как сказал бы Геннадий Зюганов, знаменитая «Баба-яга», т.е. ЕГЭ.

Итак, на повестке отмена ЕГЭ. Лидеры оппозиционных партий: КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР и прочие - вносят этот пункт в программу партий. Ученики скажут: «Отмучились». Родители рады будут. Не надо 24 тысяч из семейного бюджета (как сказал В.В. Жириновский) на репетиторов тратить. Довольны и некоторые учителя — не надо напрягаться.

Я тоже против ЕГЭ. Спросите: «А что вы, учитель, ломитесь в открытую дверь? Все «За!». Все на выборы! Выбираем вместе достойных! Вспомним Козьму Пруткова: «Под сладкими выражениями иногда таятся мысли коварные, так у курящего табак нередко пахнет духами». «Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята...» (В. Высоцкий).

История имеет свойство повторяться не в лучшем варианте. Образование — это большой корабль, имеющий большие инерционные силы. Резко повернуть влево-вправо, а особенно назад, не получится. Это вам не сапоги помыть в Индийском океане. Нужен глубокий анализ: что было и чего мы хотим.

Я уверен, что сейчас ЕГЭ — единственный фактор, удерживающий качество обучения на должном уровне. Меня трудно обвинить в симпатии к ЕГЭ. Против ЕГЭ я выступал неоднократно: «Школьные реформы. Очередной фарс или совершенствование образования в России?» (Орбита» № 19, 2003 г.), «Ваучер № 2, или Точка кипения» («Орбита» № 25, 2003 г.), «Наше ЕГЭ 12 лет спустя» («Диалог № 32, № 34, 2015 г.).

Для анализа немного истории. Министр образования РФ г-н Филиппов с одобрения премьер-министра Касьянова в 2002 году сделал экспериментальной для ЕГЭ площадкой Чувашскую республику. В 2003 году Астраханская область одной из первых внедрила ЕГЭ для своих школ. Министр образования РФ успокаивал: «Никаких реформ нет, мы проводим модернизацию общего образования, которая ликвидирует репетиторство (обратите внимание, какая прозорливость), взяточничество, повысит ответственность (кого и за что?), повысит объективность аттестации (т.е. по окончании школы выявит среди выпускников девственно безграмотных, - прим. автора).

Президент Чувашской республики г-н Федоров вторит ему: «Это попытка дать шанс парню из провинции сдать экзамены по единому стандарту и поступить в столичный вуз». Заметим, во-первых, попытка и не более, во-вторых, она дает шанс и только, в третьих, она для того, чтобы — в столичный вуз!!! Значит, из Чувашии в Москву. А из Москвы — в Чувашию, на Алтай (оттуда В. Рыжков). Переселение народов, не иначе.

А как унизили провинциальные вузы!

И ради этой «великой» (сомнительной, как видно из цитаты) идеи надо было поломать лучшую систему образования, признанную во всем мире, отшлифованную до совершенства группой ученых во главе с академиком А.Н. Колмогоровым еще в 60-70 годы.

А здесь какие имена! Г-н Рыжков — из «Парнаса», оттуда же премьер-министр г-н Касьянов, который потом рванул в США. Нет ни Филиппова, ни Федорова. Вот и ответственность вам. Под убаюкивающие голоса реформаторов общество удивительно спокойно приняло ЕГЭ.

А были ли голоса против? Академик ректор МГУ В.А. Садовничий выпустил сборник статей под общим названием «Образование, которое мы теряем». Профессор МГТУ им. Баумана предупреждает: «Сочетание ЕГЭ с ваучером (государственное именное финансовое обязательство), пиведет к тому, что мы лишимся бесплатного образования. А отсутствие бесплатного образования — это конец, дорога в никуда».

Ему вторит профессор МФТИ г-н Малецкий. И что? «Товарищи ученые, доценты с кандидатами! Замучились вы с иксами, запутались с нулями...» (В. Высоцкий).

Но... за 18 лет ЕГЭ министерство образования РФ не издало ни одного учебника! От слова «вообще». Толковый учитель-репетитор вооружен учебниками и дидактическим материалом образца 70-80 годов.

Хотя ректор МГУ В.А. Садовничий не остался в стороне. Университет издал в 2009 году два учебника «Алгебра и начало анализа» для 10-го и 11-го классов (издательство «Просвещение») серии «МГУ-школа» с предисловием академика В.А. Садовничего. Это труд ученых университета. Изложение полное, наукоемкое и в то же время доступное. Богатый арсенал практических заданий с образцами их выполнения. Этот факт остался незамеченным. Я случайно приобрел учебники... в Сочи. И немаловажно — стоимость меньше действующих учебников.

А что, к примеру, в наших знаменских школах. Учебник под редакцией профессора узбекского университета Ш.А. Алимова вытеснил все издания. Обещали свободный выбор школы, учителя в предлагаемые варианты. Министерство образования Астраханской области высылает в библиотеки школ только Алимова. Вытеснили Колмогорова, Мордковича. В условии бесплатного для ученика учебника выбора нет. Это ли не коррупция?! И нечего кивать на ЕГЭ. Значит, где-то кто-то продвигает это издание. Алимовский учебник появлялся и до реформы школы, учителя отвергали его, посчитав хламом в сравнении с учебником академика А.Н. Колмогорова.

Не надо все списывать на ЕГЭ. С «кандачка» ввели ЕГЭ. Теперь с «кандачка» хотят отменить. Каждое реформирование требует тщательного анализа и подготовки. Некогда готовиться - выборы «на носу». Система образования А.Н. Колмогорова вводилась не одним годом и с 1-го(!) класса. В ЕГЭ есть свой положительный опыт. Для нового курса в образовании нужны методические разработки с привлечением ученых и учителей. Необходимо типографическое обеспечение. К этому должны быть готовы и педагогические вузы.

А знают ли новые реформаторы истинное положение современной школы, учителя, загруженном на 1,5-2 ставки, чтобы жить и одеваться для той же школы достойно. А еще никто не отменял подготовку к занятиям, проверку тетрадей. Неплохо иметь время для посещения детей на дому.

А. Каплан, психофизиолог, заведующий лабораторией биофака МГУ, в своей статье «Глупеем?» отмечает, что технический прогресс обернулся регрессом способности человека. К 9-11 классу школьники если не забывают таблицу умножения, то утомительно ее вспоминают. Уж очень утомительно, особенно на 8 и 9. Устный счет, рациональные способы вычисления совсем отсутствуют. Мой коллега-репетитор рассказал ученику о признаках делимости на 2, 5, 3, 9, 4. Ученик высказал свое восхищение восклицанием: «Офигеет училка!»

Используя гаджеты, ученик не развивает память, мышление, мозг не трудится. Бесправный учитель не способен запретить на уроках телефоны. Но это отдельный разговор не в рамках данной статьи. Сваливать все на ЕГЭ, значит, уйти от проблем.

В заключение, думайте, «думцы». А российский учитель все осилит. И как сказал комик Зеленский на гастролях в США: «Не потому, что всё возможно, а потому что возможно всё».

Вот такой “Heppy End”. Спасибо, если читали. Извините, если утомил.

В.И. Коротков, беспартийный

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter