- Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали педагогический путь? Может, кто-то повлиял на Ваш выбор?
- Каждый человек о чем-то в детстве мечтает. Об интересных приключениях, о возможности повидать далекие страны, о хорошем образовании, о том, чтобы освоить престижную и интересную профессию, заработать много денег и купить то, о чем мечтал в детстве. Я рос в небогатой семье. А что нужно больше всего ребенку? Конечно же, игрушки. А они часто ломаются. Купить новые не было возможности, приходилось ремонтировать и себе, и друзьям.
А сколько интересного обнаруживаешь, когда разбираешь очередное устройство! Завораживающие механизмы выполняют какие-то функции, а тебе пока не понятно, как это работает. И сколько радости, когда тебе удается «оживить» этот таинственный механизм. Потом появились электронные устройства: радиоприемник, радиола, телевизор, магнитофон, электронные игрушки с управлением. Так постепенно у меня сформировался интерес к технике.
Когда встал вопрос о выборе профессии, однозначно было принято решение об учебе в техническом вузе. Сначала подготовительные курсы в Киевском политехническом университете, затем – Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО. А после его окончания – служба на 8-м научно-исследовательском испытательном полигоне (ныне – одно из подразделений 4 Государственного центрального межвидового полигона МО РФ).
За долгие годы службы я принимал участие в испытаниях более 40 сложных управляющих и информационных систем. Судьба свела меня со многими замечательными людьми: конструкторами, программистами, инженерами, научными сотрудниками, офицерами боевых расчетов. И тут глубоко утвердилась мысль, что для создания сложных систем необходимо не только взаимодействие, но и взаимопонимание между разработчиками и испытателями. В современном мире без информатики и автоматизированного управления многие жизненные задачи решить невозможно.
В 1996 году параллельно со службой на полигоне я завершил обучение в Астраханском государственном педагогическом институте имени С.М. Кирова и получил квалификацию учителя физики. В дальнейшем после защиты кандидатской диссертации меня пригласили работать преподавателем в филиале Астраханского государственного университета в Знаменске.
- Сколько лет уже преподаете? Почему именно информатика?
- Образовательный процесс в университете осуществляется по учебным планам, которые отражают реалии современности и нацелены на перспективу - на новые образовательные и информационные технологии. Сейчас нельзя обучаться только по учебникам двадцатилетней давности. Наука, особенно информатика, не стоит на месте! Постоянно в нашей жизни появляются и внедряются новые технологии, в том числе и информационные. И это нужно своевременно изучать, анализировать, учиться применять.
Поскольку практически все студенты нашего филиала трудоустроены, то занятия проводятся в удобное для них вечернее время. Есть студенты, которые живут и работаю в других городах, например, в Ахтубинске, Астрахани, Волгограде, Москве. Естественно, в таких условиях без применения дистанционных образовательных технологий получить качественное образование они бы не смогли. В университете активно используются электронная образовательная среда Moodle, где у каждого студента есть личный кабинет со всеми изучаемыми дисциплинами. Там есть и материалы лекций, и задания для лабораторных и практических занятий, и интерактивные материалы, и проверочные тесты. Каждый студент в процессе учебы оставляет в этой системе свой «цифровой след», по которому преподаватели могут оценить степень усвоения учебного материала. Для непосредственного общения преподавателей со студентами, помимо, конечно же, очной формы, мы применяем дистанционные технологии посредством видеоконференций BigBlueButton и Zoom.
- Чем отличаются занятия вашего периода обучения и сегодняшние?
- В свое время я обучался в высших учебных заведениях высочайшего уровня. Я помню, как один профессор читал полуторачасовые лекции по высшей математике, не отрываясь от доски, на которой он нам записывал формулы, которые практически дословно совпадали с текстом толстенного учебника. Феноменальная память и глубочайшее знание материала. Но, как я уже сказал ранее, сейчас нельзя обучаться только по учебникам двадцатилетней давности. Наука, особенно информатика, не стоит на месте.
Сейчас есть Интернет, есть электронные учебники, есть видеолекции и обучающие курсы на различных электронных ресурсах. В таком обилии различных источников можно «утонуть» и ничему не научиться. Обучение должно быть системным. Материал должен изучаться дозировано, усложняясь по мере формирования первичных знаний. В этом студентам должен помочь преподаватель.
- А как вы относитесь к применению интерактивных методов в проведении занятий? Оно больше помогает или мешает?
- Интерактивные методы в обучении однозначно помогают. Но это должно быть не самостоятельной технологией, а дополнением к основному образовательному процессу.
- Что является самым сложным и простым в изучении информатики?
- Ее многообразие, обширные и многочисленные источники для познания! Простота в том, что все доступно, а сложность в том, что технологии постоянно развиваются, и в этом многообразии без «хорошего лоцмана» можно погрязнуть в пучине.
- Кто из современных it-специалистов вызывает у Вас восхищение и почему?
- Это сложный вопрос. Сейчас на слуху очень много знаменитых имен. Все пытаются продвинуться на рынке, показать своё и технологическое и коммерческое превосходство. Я не хотел бы останавливаться на конкретных зарубежных личностях, которые уже правят ИТ-рынком. Нам нужно формировать самосознание нашей молодежи, стимулировать их к предпринимательской деятельности, оказывать им информационную поддержку. В нашей стране очень много талантливой молодежи! Государство должно создать условия, чтобы эти таланты развивались и смогли себя проявить в мировом масштабе. Это обеспечит благополучие и процветание для нашей страны, для нашего народа!
- Гордитесь ли Вы своими студентами? Чего они достигли, какие открытия сделали с Вами?
Я очень горжусь и нашими студентами, и выпускниками. Ведь в них есть частичка и меня самого и других наших преподавателей. Это люди, которые днем работаю, а вечером, несмотря на житейские передряги, находят в себе силы и желание заниматься учебой, самосовершенствоваться! И хоть глобальных научных открытий мирового масштаба у нас пока нет, но каждый день, познавая новое, мы совершаем открытия! Каждый день, понемногу мы открываем этот мир и для себя, и для других! Человек как не может без потребления воды и еды, так не может и без потребления информации!
- Расскажите, пожалуйста, о мероприятии, приуроченному ко Дню информатики.
- 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение И.С. Брука и Б.И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину. Появление такой техники повлекло за собой необходимость обучаться работе с ней, изучать её устройство и возможности. Поэтому эта дата считается Днем рождения российской информатики.
Накануне праздника в филиале АГУ в Знаменске прошел научно-практический семинар, на котором студенты выступили со своими докладами, посвященными развитию информатики в России.
И напоследок хочу высказать пожелание всем, кто связан с изучением, обработкой и использованием информации: будьте здоровы, берегите время, отведенное вам на учебу, испытывайте жажду новых знаний. Осваивайте новые технологии и научитесь их применять с пользой, создавайте будущее уже сегодня!
- Благодарю за беседу, вперед в светлое будущее!