Во всеоружии: идем в школу без волнения и стресса

Аналитика
Во всеоружии: идем в школу без волнения и стресса
Во всеоружии: идем в школу без волнения и стресса
21 августа, 10:38Фото: Виктория Горбачева
Психологическая готовность к обучению образуется путем постепенной работы с ребенком.

Совсем скоро начнется новый учебный год. Миллионы детей по всему миру снова будут жаловаться на слишком ранний подъем, огромное количество домашних заданий и бесконечные часы занятий в школе. А те, кто еще не знает всех прелестей школьной жизни и только идет в первый класс, с нетерпением и одновременно волнением ждут 1 сентября. При этом тяжело не только ученикам, но и их родителям. Ведь они так же переживают по поводу учебы, которая не всегда положительно влияет на детей. Психологическая готовность к обучению образуется путем постепенной работы с ребенком. Она помогает быстрее включиться в работу и адаптироваться в коллективе. В противном случае неподготовленность ребенка проявит себя в учебное время. Он не сможет четко расставить приоритеты и распределить время на все обязанности, будет рассеянным и невнимательным во время уроков. А отсюда последуют плохие оценки и волнение о том, как их исправить.

Как же психологически подготовить ребенка к школе и привить ему желание учиться? Во-первых, нужно научить его быть самостоятельным и ответственным. Ребенок, который первый раз переступает порог школы, уже должен одеваться, переобуваться, собирать вещи без помощи родителей. А также быть хоть немного, но коммуникабельным, чтобы уметь находить общий язык с одноклассниками или в случае необходимости попросить помощи у взрослых. Потому что отношения в коллективе очень сильно влияют на некоторые вещи. Например, на успеваемость как класса в целом, так и каждого ученика по отдельности, на желание ходить в школу и дальнейшие успехи. Ведь если в классе царит недоброжелательная атмосфера, то ученики не хотят посещать уроки и быть активным в классной жизни. Следует дать понять, что в школе вас, родителей, не будет рядом, и решать все проблемы необходимо своими силами.

Во-вторых, необходимо объяснить ребенку, как важно быть внимательным, усидчивым и уметь доводить любое дело до конца. Какие бы неудачи он не терпел (а они скорее всего будут), нельзя опускать руки. А тренировать эти умения можно с помощью различных игр, например, настольных или конструктора, многообразных аппликаций и поделок. Главное, чтобы их продолжительность составляла достаточно долгое время. Еще, как вариант, можно читать литературные произведения и потом обсуждать поднятые в них темы вместе с ребенком. Это поспособствует развитию не только усидчивости, но и кругозора, речи, памяти и логики.

В-третьих, дети должны быть любознательны и иметь желание самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Те, у кого интерес к изучению новой информации развит слабо, не будут активно проявлять себя на уроках. И им будет трудно собрать всю волю в кулак и направить ее на выполнение заданий. Поощряйте интерес своего ребенка к окружающему миру, ищите вместе с ним ответы на вопросы.

В-четвертых, конечно, важное значение имеет интеллектуальная готовность. Перед началом школьной жизни у ребенка обязательно должен быть хотя бы фундамент умения размышлять, анализировать и делать выводы. Вдобавок к этому, необходимы развитая речи, словарный запас и способность излагать свои мысли на разнообразные темы, в том числе и о элементарных сведениях о себе. Важны способность к концентрации внимания и построения логических связей. А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это только навыки, которым можно научить.

Главное - не переусердствовать с подготовкой, потому что это может отбить всякое желание учиться. Не стоит превращать ее в скучное обязательство. Меняйте длительность занятий, проводите их не каждый день, чередуйте типы и формы. По возможности, познакомьте ребенка с его учителем еще до начала учебы. Покажите ему его будущую школу, кабинет, чтобы обстановка не казалась незнакомой. Еще будет неплохо наладить общение с детьми, которые будут учиться вместе с ним. Конечно, ребенку будет еще легче адаптироваться, если кто-то из учеников окажется его знакомым с детского сада, но, к сожалению, не всем так везет. Расскажите дошкольнику о приблизительном расписании уроков, перемен, ходе занятий.

А вот детям постарше, которые выходят на учебу с летних каникул, нужно готовиться к новому учебному году несколько иначе. Например, за время начинайте восстанавливать режим дня. Вставайте пораньше, распределите время на отдых и повторение ранее изученного материала, в новом учебном году вы начнете с того, чем окончили прошлый. Не забывайте и про школьную литературу, заданную на лето. Ведь большинство из нас делает все в последний момент. Работайте над настроением: готовьтесь к новым достижениям, общению с друзьями и получению новых интересных знаний. И самая любимая часть подготовки к учебе (не только у детей) — покупка канцелярии и одежды. Это же так здорово — обновлять гардероб (даже школьной формой) и закупаться школьными принадлежностями. Новые ручки, карандаши, линейки, тетрадки, дневник и, конечно, яркие учебники, обложки которых так и завлекают в мир неизученных тем.

Нельзя говорить о детской психологии, не поговорив с настоящими специалистами. Так, своим профессиональным мнением с нами поделилась педагог-психолог школы № 232 Наталья Николаевна Кантемирова:

«Любое дело лучше начинать с позитивных эмоций. Для начала можно устроить дома вечер воспоминаний. Найдите и вместе с ребёнком рассмотрите фотографии с далёкого вашего 1 сентября. Окунитесь в атмосферу праздника. Расскажите свои воспоминания от встречи с первым учителем, одноклассниками, забавные истории (конечно, не про прогулы и замазывание оценок в дневнике). Транслируйте положительные эмоции. Пусть ребёнок зарядится приятными ожиданиями. Ребёнку важно знать и понимать, что мама и папа тоже когда-то ходили в школу, учились, стали успешными и счастливыми. А, значит, и у него (ребёнка) всё получится.

Важно разговаривать с детьми, выслушивать их мысли, желания, тревоги касаемо школы, отношений с одноклассниками, помочь принять верное решение. Сходите с ребёнком в школу: пройдите по школьным коридорам, загляните в класс, обойдите школьный двор, поиграйте с ним на спортивной площадке. Это поможет будущему школьнику адаптироваться, ведь ему будет уже знакома территория школы.

Прекрасный способ подчеркнуть, что к школе готовится вся семья – совместный поход за школьными принадлежностями. Вместе с ребенком разберите его школьный стол (для первоклассника подготовьте его рабочее место), составьте список необходимых вещей. Предоставьте ребенку возможность в магазине выбрать некоторые из них, которые ему очень понравились. Получите вместе с ребенком удовольствие от приобретения новых красивых тетрадок, пенала, портфеля (несмотря на цены), ведь ребенок как зеркало перенимает настроение взрослых, помогите ему создать позитивное настроение от покупок.

Самое время наладить режим сна и бодрствования. В школьные дни сыну или дочери будет тяжело вставать утром и настроиться на уроки, если за время каникул они привыкли ложиться поздно, да и вставать ближе к полудню. Каждый день сдвигайте время отхода ко сну на 10-15 минут, пока не придете к оптимальным 21-22 часам. Сначала ребенок не будет засыпать сразу, и это нормально. Подготовьтесь ко сну: почитайте книгу или обсудите события за день вместе с детьми. Утром так же будите ребенка на 15 -20 минут раньше, приближая время подъема к «школьному». Это простейший прием, но он очень хорошо срабатывает.

За лето ребенок привык много двигаться, а учеба требует усидчивости. Чтобы подготовить организм ребенка к статическим нагрузкам займитесь с ребенком творчеством: рисуйте, лепите, конструируйте или подберите настольные игры и 15-20 минут играйте вместе с ребенком.

Последний день каникул сделайте спокойным. Помогите детям подготовить одежду, собрать портфель. Вечером соберитесь семьей, вспомните самые интересные моменты летнего отдыха. Стройте планы на будущее, общайтесь. В общем, постарайтесь создать радостное настроение. Настройте ребенка так, чтобы он подумал: «Здорово, что завтра 1 сентября!»

Об этой проблеме мы также поговорили с педагогом-психологом Астраханского государственного университета Светланой Владимировной Хансиверовой:

«Психологическая готовность к школьному обучению или «школьная зрелость» – это необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, знание и соблюдение норм взаимодействия со сверстниками в процессе обучения в школе. Ее составляющие:

1. Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами плюс развитый познавательный интерес, желание узнавать что-то новое.

Как развить: формируйте положительное отношение к школе, к личности учителю, учебной деятельности в целом, а также к самому себе.

2. Эмоционально – волевая готовность. Умение контролировать эмоции и поведение.

Как развить: в игре с правилами.

3. Личностно–социальная готовность. Готовность к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить: необходимо дать возможность ребенку самостоятельно установить контакты с окружающими (в магазине, в поездке в транспорте, в поликлинике и так далее).

4. Интеллектуальная готовность. Умение самостоятельно строить логические связи, анализировать, делать выводы, находить закономерности. Иметь представление о себе и своей семье (знать адрес, ФИО родственников, кто кому и кем приходится и так далее).

Как развить: не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно - следственные связи, то есть активно интересоваться окружающим миром. Говорите с ребенком обо всем!

Дорогие родители:

- Обязательно поговорите с ребенком о его личных границах, о том, что никто не имеет права применять к нему насилие – ни физического, ни эмоционального. Скажите ему, что если это имеет место быть, то он должен об этом рассказать вам. Тем более если это касается взрослых. Родители ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ СТОРОНУ РЕБЕНКА!

- Приучите ребенка не сравнивать себя с другими, сами не сравнивайте своего ребенка с чужими детьми и не позволяйте другим сравнивать детей. У каждого из детей свой уровень способностей и возможностей, свой неповторимый характер.

- Узнайте, что происходит с организмом, телом и психикой вашего ребенка в его возрасте, какие особенности и изменения свойственный каждому возрастному периоду и как особенности их проявлений могут отразиться на учебной деятельности ребенка, на его отношении к самому себе и окружающим.

- Помогите ребенку сформировать позитивное отношение к школе. В беседах с другими взрослыми «давайте оценку» уровню профессиональной подготовки и личностным особенностям учителя в отсутствии детей. Уважайте личность педагога, и требуйте этого же от ребенка. Не забывайте об уважительном отношении к самому себе и к окружающим — так формируются правила доброжелательного участия в жизни ребенка. И еще важно – не ругайте ребенка в присутствии других людей (все, что вам нравится или не нравится скажите тет-а-тет).

- Помогайте ребенку организовать режим дня, вы имеете полное право его контролировать»

Перестроиться с расслабленной летней жизни на ритмичную школьную сложно. Первое сентября — это всегда стресс для детей. Поэтому задача родителей сделать переход к учебному времени постепенным и психологически безболезненным.

Виктория ГОРБАЧЕВА

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter